Ассоцианизм Герберта Спенсера (1820-1903) базировался на признании возможности построения психологии как … науки
- позитивной
- классической
- неоклассической
В методологии научного познания сложилось представление о трех типах теорий – …
- верхнего, среднего и нижнего уровней
- дедуктивных, индуктивных и амбивалентных
- рационалистических, эмпирических и донаучных
В психологии совпадают …
- предмет и средства исследования
- субъект и объект познания
- предмет и проблема познания
В теориях … уровня используются объяснительные схемы, в которых понятия максимально нагружены эмпирически
- верхнего
- нижнего
- среднего
В. Вундт обосновал свое понимание психологии как самостоятельной науки, включающей два направления: …
- экспериментальную и этническую психологию
- физиологическую психологию и психологию сознания
- физиологическую психологию и психологию народов
Исследования, имеющие характер ретроспективного анализа уже осуществленных процессов научного познания, проводятся в рамках … методологии
- стандартизированной
- нормативной
- дескриптивной
Как объяснительный принцип категория деятельности была впервые применена в отечественной психологии …
- С.Л. Рубинштейном
- Л.С. Выготским
- А.Н. Леонтьевым
Критика основных теоретических положений психологии сознания, в результате которой на первое место выдвинулись проблемы генезиса индивидуальной психики, отодвинув на второй план ее функциональный анализ, характерна для …
- французской психологической школы
- бихевиоризма
- культурно-исторической психологии
- психоанализа
- гештальтпсихологии
Критика основных теоретических положений психологии сознания, заключающаяся в стремлении изменить сам объект исследования, поставив бессознательное на место сознания, характерна для …
- бихевиоризма
- французской психологической школы
- психоанализа
- гештальтпсихологии
- культурно-исторической психологии
Критика основных теоретических положений психологии сознания, сосредоточившаяся на борьбе с атомизмом и провозгласившая примат свойств целого над свойствами составляющих его частей, характерна для …
- французской психологической школы
- бихевиоризма
- психоанализа
- гештальтпсихологии
- культурно-исторической психологии
Метод … требует участия в опытах специально подготовленных людей, чаще всего самих психологов, что резко ограничивает объем потенциальных объектов исследования
- интроспекции
- ассоциации
- наблюдения
Название подхода, претендующего на право считаться первой научной парадигмой в психологии,– психология …
- народностей
- сознания
- поведения
- души
Направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником всякого знания,– это …
- гуманизм
- эмпиризм
- рационализм
Область непосредственно наблюдаемой реальности, для которой выявлены устойчивые и необходимые связи между отдельными ее составляющими и закреплены в системе научных абстракций,– это … исследования
- проблема
- средства
- объект
- предмет
Предписания и нормы, направленные на решение ряда организационных проблем научно-исследовательской деятельности, разрабатываются в рамках … методологии
- стандартизированной
- дескриптивной
- нормативной
Представления об ощущениях как результатах прямого контакта органов чувств с внешними объектами характерны для … детерминизма
- социопсихического
- биопсихического
- предмеханистического
- биологического
Принцип … означает рассмотрение любого предмета научного анализа с определенных позиций: выделения составляющих элементов и структурно-функциональных связей, обоснования уровней и системообразующих факторов, единства организации и функций, стабильности и управления
- детерминизма
- единства сознания и деятельности
- развития
- системности
- активности
Принцип, предполагающий соединение в целом отдельных элементов, сущности которых не изменяются целым,– это …
- холизм
- структурализм
- элементаризм
Психология является одновременно … наукой
- гуманитарной и технической
- математической и гуманитарной
- естественной и гуманитарной
Рациональное знание, отвечающее строгим требованиям логического (формального) описания самого знания, методов его получения, используемого инструментария, критериев для оценки его истинности и включенное в контекст той или иной научной теории,– это … знание
- эмпирическое
- теоретическое
- научное
- житейское
Система представлений субъекта о непосредственно знаемом, т.е. получаемом в результате непосредственного наблюдения за внешним миром или во внутреннем плане движения мысли – это … знание
- эмпирическое
- житейское
- субъективное
- научное
Совокупность психологических знаний, закрепленных в форме традиций, обрядов, норм и правил поведения, народной мудрости, афоризмов, произведений искусства и т.п.,– это … знания
- фольклорные
- обывательские
- житейские
Содержательные научные концепции (например, концепция ноосферы В.И. Вернадского), универсальные концептуальные системы (тектология А.А. Богданова, общая теория систем Л. фон Берталанфи) и некоторые современные общенаучно-методологические подходы (синергетика Г. Хакена) относятся к уровню …
- философской методологии
- общенаучной методологии
- процедуры и техники исследования
- конкретно-научной методологии
Специфика … отражения состоит в том, что образ формируется в условиях непосредственного взаимодействия субъекта с объектом и развертывается в реальном масштабе времени
- наглядно-образного
- сенсорно-перцептивного
- речемыслительного
Способ (прием) научного познания или практической деятельности – это …
- инструмент
- техника
- метод
- технология